Как и чем можно помочь волонтерам? Реплика руководителя Даниловцев
Надо сказать, не у всех людей есть время и мотивация стать волонтером. Однако если есть понимание сути волонтерства и желание помочь, то существуют и другие способы! Рассказывает Юрий Белановский, руководитель движения “Даниловцы”.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Я думаю, что когда речь заходит о волонтерстве, люди руководствуются большей частью какими-то своими догадками или мифами, и отсюда непонимание или недопонимание, как можно волонтерам помочь. Мало кто действительно имел опыт встречи с настоящими волонтерами. Как раз таки большинство людей имело опыт встречи с разными мошенниками, которые под видом волонтеров вымогают деньги.
Если кто-то по-настоящему хочет помочь настоящим волонтерам, надо знать, в каких областях деятельности они чаще всего встречаются у нас в России (см. основные направления волонтерства). Прежде всего, это социальная область: больницы, сиротские учреждения, дома престарелых. Конечно, чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения и т.п. Есть еще экологическое волонтерство, но на данный момент эта тема пока ещё не очень популярна в нашей стране. И очень хотелось бы хотелось, чтобы будущий благодетель сложил своё мнение об этих настоящих волонтерах. И помочь ему в этом сможет суждение о самом себе. И это очень важный момент.
Вот, например, есть я. Если говорить непосредственно про меня, у меня есть жена, трое детей, работа, свои увлечения… Сколько у меня свободного времени? Ну, может, 3-4 часа в неделю. Могу я их отдать на что-то доброе? Ну, наверное, могу. Но! Если я один отдам – надолго ли меня хватит? У меня были годы волонтерства, и я занимался этим очень серьезно, по многу часов в неделю. И я прекрасно понимаю, что один в поле не воин. Сегодня я пришел в больницу – а завтра я заболел, а послезавтра ещё что-то… Т.е. волонтерство в жизни обычного человека всё-таки имеет не самый высокий приоритет. Есть семья, родные, работа, требования по учебе, и всё это выше приоритетом. Вот если человек будет судить из себя, то он поймет, что волонтерство – это действительно труд. Это не то, что называется «от нечего делать». Как правило, если человеку нечего делать, то он ничего и не делает. Сидит на диване, пьет пиво, ест поп-корн. А среди волонтеров как раз подавляющее большинство таких, как мы – т.е. достаточно занятых людей, но кто свои 3-4 свободных часа тратит на что-то дополнительное. Поэтому первое, к чему я призываю: если вы хотите помочь волонтерам, а на самом деле через помощь волонтерам быть помощником в решении социальных проблем и вопросов, то прежде всего судите о волонтерах адекватно. Понимая, что волонтерство – это прежде всего вложение сил человека, и порой очень серьезное.
Второй момент. Если «один в поле не воин» – значит, должна быть какая-то система. Как сделать так, чтобы каждую среду и пятницу в больницу приходил волонтеры, и дети их встречали? Чтобы ожидания детей не были обмануты? Нужен труд. Нужно из разрозненных людей собрать цепочку, которая все это делает, работает, организовывает… Т.е. волонтеры – это не разрозненные искренние люди, это система, которая требует определенных вложений.
Третье. Надо пытаться верно понять результат волонтерской деятельности. И здесь очень важно отойти от прагматических оценок. Если взглянуть со стороны, что же происходит? Вот есть девушка. Она пришла в больницу. Рядом с нею сидит маленькая девочка. И что? С одной стороны, вроде как каждый так может. Но с другой стороны, снова вспомните себя. Вы помните себя в больнице? Когда до вас, как до человека, по большому счету никому нет дела? Врачи хотят вас лечить, мама вся тревожная, переживает, что вы болеете, что что-то может произойти, и так далее. А вы как брошенный, когда вокруг пустота, темнота и тревога. И вдруг к этому ребенку приходит девушка и говорит: «А мне нет дела ни до чего. Я пришла к тебе. И мне дорог сам ты». И в этой ситуации ребенок оказывается в отношениях, где он нужен, где он дорог, где он может творить и радоваться вопреки болезни. Попытайтесь себя поставить на место тех и других и в ролях понять это, тогда вы гораздо глубже и результат поймете. А если вы еще и подкрепите это информацией в Интернете, наведете какие-то справки о той или иной организации, и поймете, настоящая ли это организация… И вот если вы станете проповедником, миссионером идеи волонтерства, то просто супер!
Конечно, хорошо было бы стать волонтером. Но здесь мы исходим из того, что если человек хочет стать волонтером – возможностей у него миллион! Но если все-таки нет. Если у человека нет этого времени, или – что важно! – нет воли быть волонтером. Время, положим, есть, но я боюсь детей в больнице. Время есть, но как-то «на пожар» я не готов. Все относятся с уважением к личному выбору, волонтерство – это не по приказу. Все-таки вы хотите помочь. И у вас есть понимание сути волонтерства: что это ценно, что это человеческий труд, что это вложение. Тут очевидно: эквивалентом любой помощи всегда являются деньги. Если есть средства, которые кто-то из вас хочет потратить на что-то доброе, то здесь выбор за вами. Есть возможность купить ребенку лекарства, или оплатить лечение, или кому-то купить еду и самое необходимое. Но есть возможность финансово вложиться не во что-то столь ощутимое и очевидное, но во что-то не менее ценное, не менее важное. Что к какому-то ребёнку придет друг. Или какой-то ребенок из интерната научится жарить яичницу. На самом деле это очень ценное знание. Мы подобные знания получаем автоматически, а для такого ребенка яичница – это «что-то белое в тарелке по утрам». Вот пусть ребенок и узнает, как именно яичница готовится, или как заваривается чай, и волонтер может его этому научить. И здесь надо быть уверенным, что эти деньги принесут не меньшую пользу, чем те, что были отданы на покупку лекарств.
Современное волонтерство нуждается и в информационной поддержке в виде миссионерства, и в финансовой, материальной поддержке. Волонтерства без денег быть не может. А для многих людей это не понятно. Многие думают: «Вот, собралась куча людей, у них есть свободное время, и они пошли…» Ну а как так пошли? Один раз пошли, а завтра? А послезавтра? А через 12 месяцев? А через два года – пошли? Непонятно. И средства помогают нанять каких-то нужных волонтерской организации сотрудников. Или оплатить какие-то расходные материалы для творчества. Или оплатить транспорт. Безусловно, волонтерство связано с деньгами, оно от денег зависит. И в этом смысле я призываю всех, у кого есть желание помогать волонтерству, если есть средства – то задуматься: может, всё-таки пожертвовать? Может, внести свой вклад в развитие волонтерства как явления? Чтобы каждая организация могла сделать что-то доброе на каком-то новом уровне. Или чтобы и через 2 месяца, и через 2 года детишки в психиатрической лечебнице дождались своих волонтеров. Эти деньги как раз на это и пойдут.
Призываю всех быть активными, трезвыми, рассудительными. Если есть доверие – помогайте! Все будут этому только рады! Спасибо.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
Метка:волонтёру-новичку