Как новому волонтеру влиться в групповой процесс? Опыт Даниловцев
Как говорится, нельзя вот так просто взять – и стать опытным волонтером. Какими именно способами новичку лучше и гармоничней присоединяться к действующей волонтерской группе, рассказывает координатор по сопровождению волонтеров Добровольческого движения «Даниловцы» Лидия Алексеевская.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Когда мы первый раз идем к подопечным – это очень волнительный и тревожный момент, то что называется тревога неопределенности. Что будет? Что мне надо будет делать? Как все происходит? В общем дайте мне пожалуйста инструкции! Но, к сожалению, волонтерство – это та вещь, где нет ни трудового договора, ни должностных инструкций, причем не только у Вас, но и у Ваших организаторов.
Никто не знает, что Вы должны делать и как все будет. Приготовьтесь к этому заранее.
Сейчас мы расскажем, что можно сделать, когда Вы идете первый раз к детям или к другим подопечным и что можно сделать в сложных ситуациях. Например, вы пришли в одиночку, а детей там человек десять, пятнадцать или Вас, наоборот, пять, шесть волонтеров, а к Вам вышло два, три ребенка, или Вы опоздали на час, на полтора, а процесс уже заканчивается. Попробуем разобраться в этих ситуациях.
Во-первых, если Вы идете первый раз, чего точно делать не стоит – это планировать, представлять себе, как будет и ждать, что будет ровно так же. Нет, конечно есть учебники, методические пособия для педагогов, где прописан план урока, и там вставлены правильные ответы учеников. Но никакой подопечный Вам не даст заранее написанного Вами ответа, поэтому лучше будьте готовы к тому, что будет неожиданность. Если Вы сходите один, второй, третий, пятый раз, то, может быть, Вы уже сможете что-то придумать, что действительно пройдет так, как Вы запланировали. В первый раз лучше на это не рассчитывать.
Что Вы можете сделать, чтобы Вам было легче? Ну, если Вы доверяете координатору группы, Вы можете честно ему сказать, что я волнуюсь. Тогда координатор Вас поддержит, и Вы точно будете знать, что есть человек, который Вам помогает. Если Вы не настолько доверяете координатору, поговорите с ним или с кем-то еще из группы просто о том, как Вы ходите, о том, какая сегодня погода, как Вы сдавали последнюю сессию или о чем-нибудь еще, чтобы чувствовать, что Вы идете не в одиночку.
Когда Вы пришли, не заставляйте себя сразу что-то делать, подождите, посмотрите, как происходит, посмотрите, где Вам самому комфортнее включиться. Может быть, Вам надо посидеть в уголке минут пять, подождать и выбрать того ребенка, который тоже где-то сидит отдельно. А, может быть, Вы захотите сразу присоединиться к активному волонтеру. Может быть, даже Вы начнете бурную активную деятельность, но если Вы ее начали, и к Вам присоединился ребенок, и у Вас замечательный процесс, все равно не забудьте в первые разы несколько раз поднять голову и посмотреть, чем заняты другие дети и другие волонтеры. Если Вы выбрали ребенка, к которому Вы расположены, с которым Вы хотите пообщаться, Вы можете честно ему сказать: «Знаешь, я сегодня первый раз. Я ничего не знаю. Я волнуюсь.» Дети с удовольствием возьмут роль Вашего наставника. Представьтесь, спросите его имя и не надейтесь, что Вы запомните это имя с первого раза. Запишите это имя. Или, еще проще, попросите ребенка подписать свою поделку.
Если Вы начали ходить, в первое время лучше ходите постоянно. Если Вы ходите раз в полтора месяца, Вам придётся каждый раз как будто начинать заново. Если Вы хотя бы месяц отходите, допустим, раз в неделю, Вы уже поймете, как устроен процесс, привыкнете к волонтерам, а, самое главное, Вас будут ждать подопечные.
Если Вы вдруг пропускаете, лучше, кроме того, что предупредить координатора, передайте привет остальным ребятам из группы, передайте привет кому-то из подопечных, кого Вы запомнили, спросите у координатора, как прошло предыдущее занятие. Таким образом Вы будете чувствовать, что включены в процесс группы, и Вам легче будет возвращаться.
Особые случаи, например если Вы опаздываете. Это ситуация неприятная, потому что, чаще всего, когда Вы приезжаете через час, полтора после начала встречи, процесс уже идет, многие дети уже пообщались с волонтерами и разошлись по палатам, остальные заняты, и большой риск чувствовать себя не нужным. Позаботьтесь о себе заранее, во-первых, предупредите, что Вы придете с опозданием и попросите Вас подождать. Если есть знакомый ребенок, скажите ему, что Вы придете на час позже и обязательно с ним порисуете, полепите или еще что-то сделаете, тогда будет кто-то, кто Вас ждет. Когда Вы пришли, Вы можете сказать координатору, что Вы не знаете, что делать. Может быть, координатор помнит о каких-то детях, которые не вышли в игровую с самого начала, которые нуждаются в волонтере, или координатору нужна помощь в чем-то. И, последнее, что Вы можете сделать, это посмотреть на тот процесс, который уже есть и, может быть, присоединиться к какому-то волонтеру, ребенку, проявляя заинтересованность в том, что происходит у них. В любом случае не спешите, присмотритесь и включайтесь так, чтобы Вам было комфортно и спокойно.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
Метка:волонтёру-новичку